ABC и XYZ анализ¶
Вступление¶
Целью этих инструментов анализа является выявление группы наиболее ценных товаров на основе статистики продаж: их объём и доля в ассортименте (см. ABC), а также стабильность и вариативность продаж (см. XYZ) таких товаров.
Недостаточно выявить группу ценных товаров. Важно понять когда сезонные колебания спроса меняют состав этой группы, чтобы оптимизировать ассортимент. Для этого совмещают проведение ABC анализа с XYZ анализом (ABC-XYZ анализ).
Инструментом для анализа в аптеке служит отчёт ABC-XYZ Анализ.
АВС анализ¶
Инструмент, который позволяет изучить товарный ассортимент, определить рейтинг товаров (по продажам) по таким критериям как:
- сумма продаж в розничных ценах;
- реализованная наценка;
- количество единиц проданного товара;
- вхождение товара в чеки (факт наличия товара в чеке без учёта количества или партий);
и разделить ассортимент по группам исходя из правила Парето.
Группы товаров по величине вклада в итог продаж:
- Группа А – наибольший вклад;
- Группа В – средний вклад;
- Группа С – наименьший вклад.
XYZ анализ¶
Инструмент, который позволяет проанализировать и спрогнозировать стабильность продаж товаров:
- колебания уровня потребления;
- величина прогнозируемого потребления.
В качестве параметра могут быть:
- количество единиц проданного товара;
- вхождение товарной позиции в чеки (факт наличия товара в чеке без учёта количества или партий).
Результатом XYZ –анализа является группировка товаров по трем группам, исходя из стабильности их поведения (колебания объёма продаж):
-
Группа Х - товары со стабильной величиной потребления и высокой степенью прогнозирования.
-
Группа Y - товары с различной степенью потребления и средней степенью прогнозирования.
-
Группа Z - товары с нерегулярным потреблением и слабо прогнозироруемым спросом.
Совместное применение ABC и XYZ анализа¶
Возможно совместное применение ABC и XYZ анализа (ABC-XYZ анализ). По его результатам товары будут распределены по 9 категориям:
Сочетания групп | Группа X | Группа Y | Группа Z |
---|---|---|---|
Группа A | AX высокая доля в итогах высокая стабильность продажи |
AY высокая доля в итогах средняя стабильность продажи |
AZ высокая доля в итогах низкая стабильность продажи |
Группа B | BX средняя доля в итогах высокая стабильность продажи |
BY средняя доля в итогах средняя стабильность продажи |
BZ средняя доля в итогах низкая стабильность продажи |
Группа C | CX низкая доля в итогах высокая стабильность продажи |
CY низкая доля в итогах средняя стабильность продажи |
CZ низкая доля в итогах низкая стабильность продажи |
Где АХ - безусловные лидеры, а СZ - аутсайдеры.
Области применения¶
- Оптимизация товарных запасов.
- Формирование ассортиментной матрицы и заполнения неуменьшаемых остатков.
- Выстраивание оптимального ценообразования.
- Прогнозирование продаж.