Перейти к содержанию

ABC и XYZ анализ

Вступление

Целью этих инструментов анализа является выявление группы наиболее ценных товаров на основе статистики продаж: их объём и доля в ассортименте (см. ABC), а также стабильность и вариативность продаж (см. XYZ) таких товаров.

Недостаточно выявить группу ценных товаров. Важно понять когда сезонные колебания спроса меняют состав этой группы, чтобы оптимизировать ассортимент. Для этого совмещают проведение ABC анализа с XYZ анализом (ABC-XYZ анализ).

Инструментом для анализа в аптеке служит отчёт ABC-XYZ Анализ.

АВС анализ

Инструмент, который позволяет изучить товарный ассортимент, определить рейтинг товаров (по продажам) по таким критериям как:

  • сумма продаж в розничных ценах;
  • реализованная наценка;
  • количество единиц проданного товара;
  • вхождение товара в чеки (факт наличия товара в чеке без учёта количества или партий);

и разделить ассортимент по группам исходя из правила Парето.

Группы товаров по величине вклада в итог продаж:

  • Группа А – наибольший вклад;
  • Группа В – средний вклад;
  • Группа С – наименьший вклад.

XYZ анализ

Инструмент, который позволяет проанализировать и спрогнозировать стабильность продаж товаров:

  • колебания уровня потребления;
  • величина прогнозируемого потребления.

В качестве параметра могут быть:

  • количество единиц проданного товара;
  • вхождение товарной позиции в чеки (факт наличия товара в чеке без учёта количества или партий).

Результатом XYZ –анализа является группировка товаров по трем группам, исходя из стабильности их поведения (колебания объёма продаж):

  • Группа Х - товары со стабильной величиной потребления и высокой степенью прогнозирования.

  • Группа Y - товары с различной степенью потребления и средней степенью прогнозирования.

  • Группа Z - товары с нерегулярным потреблением и слабо прогнозироруемым спросом.

Совместное применение ABC и XYZ анализа

Возможно совместное применение ABC и XYZ анализа (ABC-XYZ анализ). По его результатам товары будут распределены по 9 категориям:

Сочетания групп Группа X Группа Y Группа Z
Группа A AX
высокая доля в итогах
высокая стабильность продажи
AY
высокая доля в итогах
средняя стабильность продажи
AZ
высокая доля в итогах
низкая стабильность продажи
Группа B BX
средняя доля в итогах
высокая стабильность продажи
BY
средняя доля в итогах
средняя стабильность продажи
BZ
средняя доля в итогах
низкая стабильность продажи
Группа C CX
низкая доля в итогах
высокая стабильность продажи
CY
низкая доля в итогах
средняя стабильность продажи
CZ
низкая доля в итогах
низкая стабильность продажи

Где АХ - безусловные лидеры, а СZ - аутсайдеры.

Области применения

  • Оптимизация товарных запасов.
  • Формирование ассортиментной матрицы и заполнения неуменьшаемых остатков.
  • Выстраивание оптимального ценообразования.
  • Прогнозирование продаж.