Перейти к содержанию

Рекомендуемая настройка автоматического ценообразования (розница)

Общее описание

Программа «М-АПТЕКА плюс» имеет большие возможности по управлению ценообразованием - как в розничном, так и в оптовом звене. Однако успешное использование этих возможностей требует их внимательного изучения и анализа бизнес-ситуации для каждой конкретной организации. И то и другое требует значительного времени и усилий.

Ниже представлена наиболее часто встречающаяся настройка автоматического ценообразования для розничной торговли, которая рекомендуется для установки в аптечной сети или одиночной аптеке.

Настройка состоит из нескольких действий:

  1. Установка торговых наценок по умолчанию.

    1.1. Необходимо настроить розничные наценки в Справочнике торговых наценок.

    1.2. В результате товару будет автоматически устанавливаться наценка, согласно введённым в справочник параметрам.

  2. Формирование цены согласно последнему приходу.

    2.1. Далее следует включить дополнительные настройки ценообразования.

    2.2. В результате для товаров, которые уже приходили ранее, будет автоматически устанавливаться розничная цена согласно цене последнего прихода.

  3. Автоматическая корректировка цены последнего прихода в случае резкого повышения цены поставщиком.

    3.1. После чего нужно установить допустимое значение превышения цены поставщика в процентах.

    3.2. В результате если поставщик превысил свою цену на установленный процент, то система автоматически увеличивает отпускную цену.

Итоговый результат:

  • Все товары, которые ранее не приходили, расцениваются автоматически без участия ручного труда.

  • Товары, пришедшие ранее, будут расцениваться автоматически по старым ценам, тем самым сохранится лояльность клиентов, и не нужно будет переклеивать ценники.

  • Товары, на которые поставщик превысил цену по сравнению с предыдущей, не будут торговаться в убыток. На них также повысится розничная цена.

Дополнительно см. Часто используемые методы ценообразования.

Ниже приводится более детальное описание рекомендуемой настройки автоматического ценообразования розничной торговли.

Примечание

Описание установки формул, ограничений наценок ЖНВЛС и работе с реестровыми ценами см. Реестровые цены. Общая информация.

Установка торговых наценок по умолчанию

  1. Необходимо убедиться, что в системе выбран алгоритм ценообразования: Администратор системы → Настройки системы → Алгоритмы ценообразования → вкладка Выбор алгоритма → выбрать алгоритм По свободным формулам:

  2. Включить настройки, от каких параметров должна зависеть розничная цена (в нижнем окне вкладки Дополнительные условия формы Настройка ценообразования):

    • Доп. контроль %розн. по спр-ку торговых наценок?
    • Проверять себестоимость товара для расчёта %розн.?
    • Проверять спец.группу товара для расчёта %розн.?
    • Проверять тип подразделения для расчёта %розн.?
    • Проверять вид закупки для расчёта %розн.?
  3. Заполнить Справочник торговых наценок, в котором следует задать наценки и параметры. Заданные наценки будут срабатывать автоматически при оприходовании товара путём импорта накладной или ручным вводом документа (если строка документа удовлетворяет параметрам строки справочника).

Также можно задать предельный процент, который не должен превышаться при дальнейших корректировках (например, при ручном изменении цены или при переоценке).

Примечание

Поскольку для лекарственных средств нормативными документами могут устанавливаться различные ограничения ценообразования, то для их корректного учёта рекомендуется ознакомиться с разделом Ограничения наценок в ценообразовании.

Параметры, в зависимости от которых могут формироваться проценты наценки по Справочнику розничных наценок, перечислены в таблице ниже. Следует обратить внимание, что для использования Справочника торговых наценок, кроме его самого, нужно будет заполнить ещё ряд дополнительных (вспомогательных) справочников, с которыми он связан (прямо или через другие справочники).

Параметр Справочник параметра
Тип поставщика Группы поставщиков
Тип подразделения Группы подразделений
Тип налога Таблица ставок НДС и НсП
Спец.группа Справочник спец групп
Интервал цен Справочник интервалов цен
Вид закупки Виды закупок

Примечание

Для того чтобы торговая наценка на товар автоматически назначалась по Справочнику розничных наценок, нужно, чтобы для приходуемого товара (в Справочнике товара или в приходном документе) были заданы те характеристики, зависимости от которых настроены в Справочнике торговых наценок.

Справочник торговых наценок объединяет все имеющиеся параметры и присваивает заданный процент торговой наценки (и предельный процент) для ситуации, удовлетворяющей сразу всем заданным значениям, то есть значения параметров в одной строке справочника объединяются логической связкой «И». Например, для ситуации:

  • Поставщик, относящийся к группе VIP-поставщик.
  • И подразделение, относящееся к группе Оптовые склады.
  • И товар, облагаемый НДС по ставке 18%.
  • И товар относится к спецгруппе Элитная косметика.
  • И закупочная цена товара лежит в диапазоне от 1000.00 до 5000.00 руб.
  • И условия закупки – по группе Товары особого спроса.
  • Можно было бы назначить оптовую наценку в 20%, а предельный процент – в 25%.

В справочной системе имеется описание использования Справочника торговых наценок для ценообразования: см. Гибкая настройка ценообразования.

Использование параметров справочника розничных наценок

Ниже приведены рекомендации по использованию параметров, от которых может зависеть назначение процента наценки в справочниках торговых наценок.

Тип поставщика

Можно задать разные проценты наценки в зависимости от того, у какого поставщика закупается товар. Значения данного параметра извлекаются из справочника Группы поставщиков, который предварительно должен быть заполнен. В этот справочник можно заносить произвольные текстовые строки – метки. Примеры меток:

  • VIP-поставщик – поставщик даёт большую оптовую скидку.
  • Сомнительный поставщик – возможны срывы поставок.

Тип подразделения

Можно задать разные проценты наценки в зависимости от того, через какое подразделение организации товар будет продаваться.

Значения данного параметра извлекаются из справочника Группы подразделений, который предварительно должен быть заполнен.

В этот справочник можно заносить произвольные текстовые строки – метки. Также может быть задано деление подразделений по спецгруппам товара, которые там продаются. Примеры использования этого параметра:

Из этих примеров видно, что параметр Тип подразделения позволяет объединять подразделения в группы (произвольным образом) и задавать для каждой группы свои проценты наценок.

Тип налога

Можно задать разные проценты наценки в зависимости от того, каким налогом облагается товар согласно законодательству.

Значения данного параметра извлекаются из справочника Таблица ставок НДС и НсП, который предварительно должен быть заполнен.

Примечание

Справочник Таблица ставок НДС и НсП в стандартной поставке программы уже заполнен должным образом и не рекомендуется менять его значения, их можно только использовать.

Спец.группа

Можно задать разные проценты наценки в зависимости от того, к какой спецгруппе относится товар. Значения данного параметра извлекаются из справочника Справочник спец. групп, который предварительно должен быть заполнен.

В этот справочник можно заносить произвольные текстовые строки – метки. Примеры меток:

  • ЖНВЛС – товар ЖНВЛС, имеет специальное нормативное регулирование ценообразования.

  • Детские товары – могут быть дополнительные ограничения на наценки.

  • Элитная косметика – наценка может быть больше обычного.

Интервал цен

Можно задать разные проценты наценки в зависимости от того, по каким ценам товар закупается у поставщиков. Значения данного параметра извлекаются из Справочника интервалов цен, который предварительно должен быть заполнен.

Примечание

При заполнении Справочника интервалов цен следует избегать разрывов в диапазонах цен (чтобы не возникали ситуации, когда у товара с закупочной ценой 5.00 и 6.00 один процент наценки, а у товара с закупочной ценой 5.50 – другой процент наценки).

Вид закупки

Можно задать разные проценты наценки в зависимости от того, на каких условиях товар закупается у поставщиков. Значения данного параметра извлекаются из справочника Виды закупки, который предварительно должен быть заполнен. В этот справочник можно заносить произвольные текстовые строки – метки. Примеры меток:

  • Льгота – товар предназначен для льготного лекарственного обеспечения, наценки ограничены нормативными документами.

  • Доверенный поставщик – надёжный поставщик, нет необходимости страховки от срыва поставок.

  • Товары особого спроса – товары, на которые может быть большая наценка.

Формирование цены по последнему приходу

Для формирования цены по последнему приходу нужно включить настройку: Администратор системы → Настройки системы → Алгоритмы ценообразования → вкладка Дополнительные условияФормировать цену по последнему приходу? (розн)

Примечания

Если всегда нужно поддерживать максимальную цену для ЖНВЛС (в связи с низкими наценками на эту группу товаров), можно включить настройку He фopмиpoвaть цeнy пo пocлeднeмy пpиxoдy для ЖHBЛC (см. Настройки для расчёта цен для розничной конфигурации клиента).

Для исключения расценки в убыток, можно включить настройку Формирование цены по последнему приходу с учётом мин.%розн. (см. Настройки для расчёта цен для розничной конфигурации клиента).

Автоматическая корректировка цены последнего прихода в случае резкого повышения цены поставщиком

  1. Включить настройку Формирование цены по последнему приходу с учётом мин.% розн.

  2. В настройке min % роз (см. Общие ограничения наценок) указать наценку, ниже которой система не даст упасть для цены последнего прихода. То есть в случае, если поставщик поднял цену и для цены последнего прихода наценка становится ниже минимальной, то автоматически берётся минимальная наценка.

  3. Установить в настройке Макс. % колебания закуп. цены для поддержки уровня отпускных цен по последнему приходу допустимое значение превышения цены поставщика в процентах (см. Часто используемые методы ценообразования).

Эта настройка работает следующим образом: если колебания цены поставщика превысили значение введённого процента, то на разницу (в процентном отношении) поднимается отпускная цена.

Пример

  • Закупочная цена увеличилась на 100%.
  • В настройке задано 10%.
  • Разница в процентном отношении 100%-10%=90%.
  • Значит, отпускная цена должна подняться на 90%, то есть в 1,9 раз.