Перейти к содержанию

Создание и изменение печатных форм

Определение

Печатной формой в системе «М-АПТЕКА плюс» называется программный объект, определяющий состав и вид конкретных печатаемых данных на бумаге.

Шаблоном печатной формы называется комбинация: печатная форма + связка её с полями БД + связка с определёнными типами документов.

Каждая печатная форма состоит из двух компонентов: набора полей БД, из которых берётся содержательная информация и визуальной формы, которая задаёт расположение на бумаге содержательной информации и элементов оформления («шапки» и «подвалы», рамки таблиц, пояснительные тексты, логотипы и другие декоративные элементы и так далее).

В составе комплекта сопроводительной документации к программе поставляются два документа:

  • Список унифицированных форм применяемых в программном модуле.doc – в данном документе описаны печатные формы программы, состав и форма которых регламентированы нормативными документами.

  • Список неунифицированных форм, применяемых в программном продукте.doc – в данном документе описаны печатные формы программы, состав и форма которых не регламентированы.

Этими двумя документами перечень печатных форм не исчерпывается – отчёты формируют собственные печатные формы, которые в вышеуказанных документах не упомянуты.

Кроме готовых (поставляемых) печатных форм, пользователи программы имеют возможность создавать шаблоны печатных форм самостоятельно. Можно также изменять формы, входящие в поставку.

Предупреждение

Изменять шаблоны печатных форм, поставляемые разработчиком, не рекомендуется, так как при обновлении программы изменения, сделанные пользователями, могут быть утрачены. При необходимости внесения изменений в такую форму, следует либо заказывать это разработчикам, либо делать копию поставляемого шаблона и вносить изменения уже в неё.

Привязка печатной формы

Стандартные (поставляемые разработчиками) печатные формы предназначены для печати определённых типов электронных документов и изначально «привязаны» к этим типам и к полям этих документов. Отпечатать электронный документ можно только в виде уже привязанного шаблона печатной формы.

Изначальная привязка печатной формы к типам электронных документов выполняется при её создании или редактировании, см. Шаблоны печатных форм (описание).

Так как некоторые печатные формы имеют универсальный характер (в определённых пределах) то они могут быть использованы более чем для одного типа документа. Кроме того, те печатные формы, которые пользователи создали самостоятельно, также должны быть привязаны (иначе печатную форму нельзя будет использовать). О том, как выполняется перепривязка см. Шаблоны печатных форм (привязка).

Сделанные пользователями привязки можно экспортировать и импортировать в другие подразделения (см. Экспорт-импорт привязки полей шаблона печатной формы).

Создание шаблона

Пользователи программы «М-АПТЕКА плюс» имеют возможность самостоятельно создавать необходимые им шаблоны печатных форм.

Внимание

Создание шаблона произвольной печатной формы реализуется путём прикладного программирования и требует специального обучения.

Без прикладного программирования можно лишь вносить изменения в уже существующие шаблоны печатных форм, а именно:

  • Изменить источник данных для некоторого поля печатной формы (то есть брать данные для печатного поля из другого поля БД). Добавить или удалить поле данных в печатной форме нельзя, но можно сделать некоторое поле неотображаемым.

  • Изменить визуальную форму, то есть расположение на листе полей с данными и прочих элементов оформления (в том числе использовать другие элементы оформления).

Простым способом создания собственного шаблона печатной формы является копирование существующего шаблона и его последующая модификация. О том, как скопировать шаблон, см. Создание нового шаблона из существующего путём копирования.

Созданный путём копирования новый шаблон можно модифицировать. Для этого его нужно отредактировать в форме Шаблоны печатных форм документов, см. Шаблоны печатных форм (описание).

При редактировании можно изменить:

  • Название шаблона.
  • Привязку шаблона к типам электронных документов.
  • Источник данных – значение какого поля БД должно соответствовать печатному полю.
  • Название печатного поля.
  • Числовой тип печатного поля.
  • Сортировка для печатного поля.

По экранной кнопке Круг и квадрат (Редактор печатной формы) можно вызвать графический редактор для изменения визуальной формы. Графический редактор подобен визуальному редактору распространённой программы FastReport – приёмы работы с визуальными формами можно изучать по руководству для этой программы.

Макросы

Макросы предназначены для расширения возможностей шаблонов печатных форм, а также для некоторых других целей. Макросы могут использоваться вместо полей БД в качестве источников информации для печатных полей шаблона печатной формы.

Каждый макрос представляет собой небольшую программу, выполняющую некоторые действия над данными из БД и возвращающую вычисленное значение для его подстановки в печатное поле (или в иное необходимое место).

Полный перечень существующих макросов можно увидеть в экранной форме Описание макросов. Там же (при необходимости) можно изменить программу макроса или создать новую (подробнее см. Описание макросов).

Примечание

Создание макроса реализуется путём прикладного программирования и требует специального обучения.